Главная » FAQ » Правила транспортировки LiPo аккумуляторных батарей

Правила транспортировки LiPo аккумуляторных батарей

С вводом новых ограничений и различных правил авиакомпаниями владельцам квадрокоптеров постоянно приходится подстраиваться под новые реалии при путешествиях на самолетах. И дело тут в том, что массово распространенные литий ионные (Li-ion) аккумуляторные батареи заметно отличаются от литий полимерных (LiPo), которые и питают энергией наши дроны. В апреле 2016 году вступили в силу новый международный регламент, которые регулирует правила перевозки грузов на авиатранспорте (и не только это) и там уже нет разграничений, а фигурирует только термин «литиевые батареи», так что мы как раз должны подпадать под этот новый регламент.

Если кратко перевести новый регламент, то мы получаем следующее:



  • Аккумуляторные батареи должны быть представлены к транспортировке в состоянии не превышающим 30% от их номинальной емкости. Т.е. перед поездкой батареи нужно разрядить, что выглядит вполне разумно и тут не важно самолетом вы летите или еще каким транспортом путешествуете.
  • К перевозке принимается не больше одного места (пакета) подготовленного согласно разделу №2. Вообще это утверждение больше относиться к перевозке грузов, но в некоторых случаях может применятся и к транспортировке LiPoбатарей. Так что возите свои батареи в специальных пожаропрочных пакетах, сумках. Но об этом поговорим чуть позже.

Ничего страшного в путешествии с литий полимерными батареями нет, на борт самолета с ними до сих пор пускают, но надо быть внимательным и провозить их в соответствии с общим регламентом и локальными правилами авиакомпании, услугами которой вы пользуетесь.

В багаж или ручную кладь?

Во-первых самое важно, LiPo батареи ДОЛЖНЫ перевозиться исключительно в ручной клади, их НЕЛЬЗЯ сдавать в багаж. Быстрое изменение температурного режима и давления может легко привести к возгоранию литий полимерных батарей. Я думаю вам бы не хотелось увидеть со своим багажом такое как на фото ниже:

Одному австралийце как раз пришлось на себе испытать, что такое возгорание его аккумуляторной батареи в багажном отсеке. И тут не важно отсоединили ли вы свой квадрокоптер от питания и положили ли вы все это в специальный кейс. Если вы сдадите его в багаж, не указав точно что в нем вы можете в итоге получить вот такой вот результат. Австралийское Бюро Безопасности на Транспорте (ATSB) расследовало пожар во время взлета на борту воздушного судна компании Fiji Airways, следовавшего по маршруту Мульбурн — Нади. По результатам расследования было выяснено, что причиной густого белого дыма, выходящего из багажного отсека самолета стало возгорание нескольких литий полимерных аккумуляторных батарей. Я думаю никому не охота лететь на горящем самолете, особенно если причиной этого пожара будет ваша преступная недальновидность или халатность.

Мне приходилось читать различные обсуждения, как на отечественных форумах, так и на зарубежных, на тему — нужно ли декларировать перевозимые LiPo батареи. Некоторые рассказывали, что предоставив такую информацию соответствующим службам аэропорта никаких проблем не было, наоборот даже интересовались что за квадрокоптеры, как на них летать и т.п. И тут важно знать, что любые литиевые батареи по регламенту IATA подпадают под определение «опасных предметов/веществ» при перевозке воздушным транспортом. И если вы вменяемый человек, то должны понимать, что отказ от декларирования опасных по определению вещей не очень хорошая идея. Вы конечно же можете попытать удачу, но скорее всего при сканировании ваши батареи будут обнаружены в багаже и тут уже жди проблем. Хорошо, если вас все такие пустят на рейс и вы успеете к посадке. И еще, не нужно возмущаться, что вас не пустили в самолет от того, что вы показали, что перевозите LiPo батареи. Либо вы их собирались перевозить не правильно, либо ваша авиакомпания ужесточила свои внутренние правила перевозок пассажиров и грузов. Если бы вы о них даже не рассказали, их бы все равно обнаружили и вас бы сняли с рейса.

Что касается количества

Разрешенное количество батарей основывается из показателя ватт-часов (Wh). Вычислить эту величину можно умножив напряжение в вольтах на емкость в Ач: V*Ah. Например: 14,4 V * 5 Ah = 72 Wh. Текущий регламент IATA разрешает перевозить литий полимерные батареи исключительно в ручной клади: если у вас батарея получается до 100Wh, то количество не ограничивается. От 100 до 160Wh — ограничение на 2 шт. на пассажира. Выше 160Wh — к перевозке в ручной клади запрещены.

Про короткое замыкание

Нигде в регламентах и правилах про это не указано, но это чисто здравый смысл. Никто же не полетит на самолете, заранее зная, что он перевозит пару сотен килограмм тротила, уже снабженных взрывателями. Так и тут, для сведения на минимум риск короткого замыкания каждую LiPo батарею следует упаковывать в отдельный пластиковый пакет, а все их уже в огнеупорный контейнер. Можно правда еще обмотать контакты изолентой. Вся эта суета и все эти предосторожности вы будете делать исключительно для своей же безопасности. Я вот никогда не возмущаюсь когда приходится практически раздевать на международных рейсах и показывать все, что у тебя есть. Я ж сам лечу этим рейсом и я не хочу упасть с высоты в 8 км. или сгореть там вверху заживо от того, что кто то забыли блин, что у него в багаже десяток батарей лежат, завернутые в тряпочку.

Маркировка

Для повышения вероятности того, что вы успешно пройдете контроль безопасности в аэропорту, рекомендуется промаркировать каждый пластиковый паке, в котором лежать батареи по типу: «Литий полимерная (LiPo) перезаряжаемая аккумуляторная батарея такой то емкости». Когда вы ничего не скрываете и знаете, что вы делаете это очень нравится службе аэропорта и повышает к вам уровень доверия.

Никаких старых батарей

Старые LiPo батареи, которые уже прошли очень много циклов заряд/разряд крайне опасны при транспортировке, т.к. высока вероятность развития внутри них неконтролируемой химической реакции. Если видите, что одна или несколько ваших батарей набухли или только, только начинают изменять свою форму, повреждены каким либо способом (проткнуты, со сколами и т.п.) сразу уничтожьте их в соответствии с правилами утилизации таких отходов. Ну и крайне не рекомендуется перевозить аккумуляторные батареи в самолете, которые вот вот уже «выйдут на пенсию». Понять это можно по простому правилу: если ваша батарея не держит больше 80% своей первоначальной емкости, то она уже практически израсходовала свой ресурс.

Контейнеры для перевозки LiPo батарей

Даже и не пытайтесь сесть на самолет без такого вот огнеупорного контейнера, если вы везете с собой литий полимерные батареи. Это и для вашей же собственной безопасности. Под каждую батарею такой контейнер конечно же не нужен. Каждый батарею просто упаковываете в пластиковый пакет и все их, сколько поместиться, кладете в такой вот (или аналогичный) контейнер. Если батарей у вас с собой много, то и контейнеров вам надо будет много или один большой, который опять таки должен соответствовать требования для ручной клади по весу и размеру.

Квадрокоптер вместе с батареями?

Еще один частый вопрос — «Нужно ли брать с собой, как ручную кладь, сам квадрокоптер (дрон)». Лично я предпочитаю брать свой Phantom 3 с собой в качестве ручной клади. Все таки это не картошка какая то или тряпки, а высокотехнологичное устройство. А с багажом, как обычно, не всегда нежно обращаются. Не хочется по прилету обнаружить, что твой квадрокоптер, ценой в несколько десятков тысяч рублей, с трещиной или вообще с отломанным крылом. Или, что еще хуже, уже по прибытии на место запуска обнаружить, что он не включается ввиду каких внутренних повреждений. Претензий уже никому не предъявишь. Ну и в любой случае нужно перевозить свои беспилотные летательные аппараты в жестких кейсах по типу того, что на картинке ниже. Но имейте ввиду, что не все подобные кейсы по размеру подходят под требования для ручной клади. Я использую вот такой вот, подойдет и для P3 и P4 и всех их модификаций.

Ничего колющего или режущего

Опасность может исходить не только от LiPo батарей на борту, но и от (как не странно) от колющих и режущих предметов. Если вы сами забыли об этом подумать, то служба безопасности аэропорта подумает за вас точно, уж будьте уверены. Так что всякие отвертки, ножницы, канцелярские и другие ножи нужно сдавать в багаж. Так же рекомендую сдавать в багаж вместе с вашим чемоданом и лопасти, особенно если они не просто пластмассовые, а что то типа карбона или еще какого более прочного материала.

P.S. Весь вышепрочитанный вами опус не является истинной в первой инстанции. Авиакомпании, аэропорты и различные агентства по безопасности полетов работают и постоянно вводят новые ограничения, меняют старые, что-то даже могут отменить. Так что перед полетом настоятельно рекомендую проверить свежие регламенты безопасности на воздушном транспорте, возможно даже следует позвонить на горячую линия авиакомпании, услугами которой вы собираетесь воспользоваться.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.